Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Какие вы принимаете меры к сохранению своего здоровья?
Всего 139 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 198 человек

Вопрос психологу

Дата: 2 апреля 2016 в 00:19, Обновлено 16 сентября 2017 в 00:31
Автор: Пицко Н. Л.

На ваши вопросы отвечает педагог-психолог

первой квалификационной категории

Татьяна Леонидовна Старинская

Вопрос. Надо ли наказывать детей за агрессивное поведение?

Ответ. Педагогические наблюдения и психологические исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, развивают в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно,что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.

Очень значимо и эффективно для человека наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку, а ребёнок был ранее предупреждён о недопустимости такого поведения;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно является реакцией на действия ребёнка, а не на его человеческие качества; наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.


Вопрос. Как выявить агрессивного ребёнка?

Ответ. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи такому ребёнку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии агрессивности. Ребенок:

1) часто теряет контроль над собой;

2) часто спорит, ругается со взрослыми;

3) часто отказывается выполнять правила;

4) часто специально раздражает людей;

5) часто винит других в своих ошибках;

6) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

7) часто завистлив, мстителен;

8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые раздражают его.


Вопрос. В какие игры можно предложить играть ребёнку, чтобы подготовить его к школе?

Ответ. Полезны разные игры, в том числе и ролевые: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвует сразу несколько детей, что развивает чувство коллективизма, ребёнок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети в игровой форме узнают основы взрослой жизни, системы поведения, обязанности, учатся выполнять указания “взрослого”, а главное – всё происходит без принуждения, легко и непосредственно. В игре развивается воображение – умение представить себе, “что было бы, если бы…”.

Кроме того, игры с пластилином, карандашами и т.д. также эффективны. На занятиях лепкой, аппликацией, конструированием, у ребят развивается представление о мире, предметах, животных, людях, также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассматривать” их в уме (позднее это умение пригодится при изучении фиики, геометрии и др.). Рисуя, строя, ребёнок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался и т.д. Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное – не ущемить самостоятельность ребёнка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе – это естественное желание ребёнка играть, а не серьёзные занятия на заданную тему. Не гасите этот интерес!


Вопрос. Ребенок стал непослушным, грубит. В последнее время замечаю, что теряю с ним контакт. Посоветуйте, как наладить отношения с сыном.

Ответ. Первое, что нужно сделать, это объективно оценить своё родительское общение, посмотреть на себя как бы со стороны, глазами другого человека. Дальше необходимо проанализировать свои достоинства и недостатки. Например, положительные качества – доброжелательность, тактичность, оптимизм, вера в ребенка, отсутствие раздражительности в общении, вера в себя. Отрицательные качества – бестактность, недоброжелательность, пессимизм, крикливость и др.

На протяжении какого-то времени (неделя, месяц) целенаправленно старайтесь использовать в общении с ребенком свои сильные стороны и устраняйте выявленные вами отрицательные качества. Положительные результаты не заставят себя ждать.


Вопрос. Как научиться контролировать себя в общении с ребенком?

Ответ.

  1. Говорить только то, в чем искренне убеждены.

  2. Придерживаться постоянства своих убеждений.

  3. Стараться всегда показать своё доброжелательное отношение.

  4. Чаще ставить себя на место ребенка, учитывать его возраст.

  5. Воздерживаться от обидных слов и выражений в адрес ребенка.

  6. Избегать назидательства и занудства.

  7. Подумать, не повторяете ли вы ошибки ваших родителей.


    Вопрос. Как избежать детских страхов и не дать им перерасти в неврозы?

Ответ. Прежде всего не нужно бояться самих страхов, ведь они проходят с возрастом. Не суетитесь, не подавайте виду, что вы обеспокоены. Не стыдите ребенка перед другими. Не застпвляйте “преодолеть” страх, пока не пройдет его острота. Нужно уважать страхи ребенка, относиться к его жалобам серьёзно. Позвольте ему некоторое время избегать пугающих объектов и ситуаций, а потом помогите постепенно справиться с ними. Например, предложите нарисовать предмет страха, а потом вместе с ребенком сожгите этот рисунок. (Не забудьте о мерах безопасности). Очень важно наладить сон, а также уменьшить возможные психологические нагрузки, какие-то дополнительные занятия в кружках или секциях.


Вопрос. Нужно ли ребенку младшего школьного возраста давать деньги?

Ответ. По сути, ребенок легко может обойтись и без денег на карманные расходы. Его кормят и одевают родители. Но следует учитывать, что в этом возрасте у ребенка появляется потребность в некоторой самостоятельности. А деньги дают ощущение свободы и возможность исполнять свои желания. Дети начинают понимать ценность денег в очень раннем возрасте. Карманные деньги значимы для ребенка, и они обязательно должны у него быть, чтобы он чувствовал себя личностью, обладал чувством уверенности и мог приобщиться к миру взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.


Вопрос. Можно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания ребенка?

Ответ. Можно использовать деньги для поощрения ребенка, но для наказания и подкупа – ни в коем случае.

В некоторых семьях практикуется оплата за работу по дому. Но насколько это целесообразно? Во-первых, в этом случае взрослые предлагают ребенку стать наёмным рабочим. А философия семьи основывается совсем на других ценностях: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. А для мотивации домашних дел лучше находить нематериальные стимулы. Спросите ребенк: “Разве мама, которая готовит, стирает, убирает дом, получает за это специальное вознаграждение?”

Не нужно платиь ребенку за то, что он убрал свою комнату, вымыл посуду или ежедневно застилает кровать, так как аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, создают уют и комфорт.

Конечно, некоторые дополнительные домашние поручения можно оплачивать отдельно, например, набрать текст на компьютере, помыть машину папы и т.д. Также ребенок может оставить себе как символическую плату, сдачу от похода в магазин за продуктами. Ребёнку это подарит немаловажное чувство взрослости.

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребёнком. К подобному шагу часто прибегают родители, большую часть времени занятые своей работой или личной жизнью, не желающие тратить время на воспитание своих чад. Таким образом, они как бы сами утверждаются перед детьми и перед собой.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.