Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какие вы принимаете меры к сохранению своего здоровья?
Всего 173 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 237 человек

Вопрос психологу

Дата: 2 апреля 2016 в 00:19, Обновлено 14 ноября в 00:04
Автор: Пицко Н. Л.

На ваши вопросы отвечает педагог-психолог

первой квалификационной категории

Татьяна Леонидовна Старинская

Вопрос. Что делать, если подросток не хочет учиться?

Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума.

Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» — то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т. д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе - повысится успеваемость. И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу, где отношения уже сложились — друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе — это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье.

Как помочь ребенку?

- Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.

- Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.

- Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» — он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.

- Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни по телефону! Все-таки вы для него — авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.

- Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов — категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Вопрос. Какое влияние оказывают компьютерные игры на психику подростка?

Компьютерные игры, в принципе, можно назвать такой своеобразной психотерапией. Кто-то уходит от проблем, просто погружаясь в мечты, а кто-то садится к экрану компьютера — это ведь гораздо проще. Хорошо, если любимое развлечение подростка — «бродилки», исторические игры, стратегии. Ну а если он выбирает игрушки по принципу «пострелять и поубивать»?

Сегодня самые покупаемые игры — именно «стрелялки». Они особенно привлекательны для подростков по двум причинам. Во-первых, помогают «спустить пар», сбросить лишнюю агрессию. А во-вторых, в этих играх подросток идентифицирует себя с героем игры «Герой — это я!».

Он маленький, его кто-то обидел, побил, он обижен на весь мир. И вот, садясь за компьютер, он представляет себя огромным, сильным: «Постреляю всех!»

Вот сейчас говорят: ой, дети увлекаются жестокими кровавыми игрушками! Вряд ли жесткими запретительными мерами можно чего-то добиться. Если так рассуждать — что ж, давайте тогда и фильмы-боевики запретим. Давайте уберем Сеть, уберем все компьютеры. Но это невозможно!

Но контроль действительно необходим. Прежде всего, обратите внимание на то, сколько времени ваше чадо уделяет компьютерным играм. Существует много советов и рекомендаций — мол, ребенку нельзя сидеть за монитором дольше получаса. Но давайте смотреть правде в глаза: жестко придерживаться этих рекомендаций нереально. Нужно искать компромиссы: скажем, ребенок играет два часа, но раз в неделю, в выходные. Так вот, если ваш подросток спокойно относится к играм, если этих двух часов в неделю ему достаточно, то все в порядке. Если игра — не основное занятие, а просто одно из развлечений (на улице солнце — пошел гулять, дождь — уселся за компьютер), то волноваться нечего.

Если в семье есть проблемы, постоянные конфликты, ребенку проще удрать в Сеть и забыть обо всем. «Уходят» также дети, испытывающие постоянный родительский прессинг: «Ты должен!» Нехватка эмоционального контакта, тех самых родительских объятий и поцелуев — тоже одна из причин ухода подростка в виртуальный мир. Хоть запишите в блокноте: 10 раз обнять, пять раз поцеловать, пять раз погладить по голове.

Задумайтесь: почему в одной семье эти проблемы есть, а в другой нет? Наверное, дело тут вовсе не в наличии дома железного ящика, набитого микросхемами. Конечно, гораздо проще кричать об «ужасных компьютерах», когда вы не знаете, чем ваш ребенок занимается, чем он дышит. Куда как проще сваливать собственные воспитательные просчеты на «железный мозг». А на самом деле нужно искать причину — почему всем развлечениям он предпочитает компьютерные игры? Если у ребенка что-то неблагополучно, он все равно найдет, куда уйти — в интернет-зависимость, пьянство, плохую компанию... Поэтому ищите причину.

Вопрос. Как зависит успех в учёбе от выполнения домашнего задания?

Многие родители довольно легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Если в первых классах вы просиживали часы, склоняясь вместе с ним над тетрадками, то теперь, когда сын или дочь подросли... Зачем кривить душой? Скажите честно — потеряли интерес, оправдываясь фразами: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Ой, у них сейчас такое задают! Я ничего в этом не смыслю», «Домашнее задание? Ну, наверное, он его делает...»

А зря! Как показывают исследования, выполнение «домашек» способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни:

- организованность;

- готовность к решению проблем;

- внимание, память;

- умение сформулировать задачу и настойчивость;

- дисциплинированность.

Очевидная польза от выполнения домашних заданий проявляется у старшеклассников, особенно когда они посвящают этому минимум шесть — десять часов в неделю. Это же относится и к ученикам средних классов (младший подростковый возраст). При этом занижение требований НЕ стимулирует детей учиться лучше. У учеников же младшей школы (когда мы уделяем домашним заданиям максимум внимания) выполнение «домашек»... незначительно влияет на успеваемость! Хотя, конечно, это не значит, что надо игнорировать задание на дом в младших классах — положительный эффект все же проявляется в будущем. Автор книги о воспитании детей, преподаватель Гарвардского университета Жаклин Бемпечат считает, что выполнение домашних заданий помогает со временем развить настойчивость, прилежание и способность терпеливо ожидать результата, а еще является необходимым условием успешной учебы в школе.

Как помочь подростку?

- Организуйте рабочее место для выполнения домашних заданий. Это обязательное условие.

- Узнавайте требования учителей. Периодически, в течение года, беседуйте с классным руководителем (учителями-предметниками), чтобы понимать требования к домашним заданиям.

- Прививайте своему повзрослевшему, но еще очень «ветреному» ребенку навыки планирования. Подскажите, как составлять план выполнения заданий в порядке приоритетности. Сейчас ему это совсем не помешает.

- Предложите делить «домашку» на части. Это особенно помогает тем, кому трудно сконцентрироваться на задании и кого пугает объем заданного. Пусть делает сначала по одному фрагменту задания, постепенно увеличивая размеры фрагментов. Помогает!

- Проявляйте участие, предлагайте свою помощь.

- Предлагайте помощь только в случае необходимости. Чтобы не перестараться и не сделать задачки за своего ученика. Если видите, что ему трудно, помогите, терпеливо показывая, как выполнить задачку на аналогичном, но никак не на заданном примере. Понаблюдайте, как он сделает это сам.

- Если он чего-то не понимает, объясняйте. Не получается, обращайтесь за помощью к тому, кто знает. Не отмахивайтесь, говоря, мол: так надо, и всё. Так он сразу потеряет интерес к заданию, ведь учиться интересно, когда можешь ответить на вопрос: почему так?

- Регламентируйте время просмотра телевизора и игры на компьютере. Ведь бывает так: сейчас вы настроены категорично и строго-настрого запрещаете подходить к телевизору или компьютеру, пока не сделает «домашку». А через час приходит подруга, и вы уже практически отсылаете его к экрану (чтоб не отвлекал) и часа три не вспоминаете об этом. Это большая ошибка, приносящая вред всему процессу воспитания. В следующий раз, когда вы будете пугать ребенка вредным компьютером и телевизором и запрещать их в пользу «домашки», подросток, в лучшем случае, огрызнется или рассмеется, а то и поскандалит. Помните, для ребенка старше десяти лет телевизор может быть доступен не более трех часов в день, с обязательными перерывами после каждого часа, а компьютер — не более двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

Вопрос. Как развить у ребенка самооценку и уверенность в себе?

Начиная с младшего школьного возраста, психологи уже говорят о «настоящей» самооценке ребенка, которая строится на тех же принципах, что и у взрослого. Адекватная самооценка видна невооруженным глазом: ребенок отличается здоровым чувством юмора, охотно общается, идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, обижается только по делу, не боится проигрывать, искренне радуется своим победам. Но, к сожалению, по наблюдениям психологов, таких детей с каждым годом все меньше. Родители травмируют самооценку ребенка в дошкольном возрасте, сами того не подозревая. Нездоровое восприятие самого себя проявляется двояко: либо завышенным самомнением, либо самоунижением. Если школьник отказывается поиграть с другими ребятами, часто обижается, дело наверняка в неадекватности самооценки. Различны только корни проблемы: ребенок с завышенной самооценкой не хочет играть, потому что опасается не выиграть, а дитя с заниженной самооценкой избегает осуждения и насмешек. И в том, и в другом случае ребенок подсознательно ждет оценки от других и боится ее услышать.

Как себя вести родителям?

- Будьте осторожны с похвалами. Не хвалите за то, что ребенок умеет делать не первый день! Если он хорошо решает примеры по алгебре, это для него естественно. А если победил на математической олимпиаде, это можно отметить семейным праздником, но только в случае, если вы боретесь с заниженной самооценкой. В противном случае ограничьтесь осторожной, непреувеличенной, искренней похвалой и порадуйтесь вместе с ребенком.

- Перестаньте сравнивать его с другими. Соседский Миша, конечно, молодец и умница: в третьем классе знает наизусть учебник истории за седьмой класс. А ваш ребенок только и умеет что чеканить мячик во дворе… Зато как мастерски у него это получается! Перестаньте ставить самоучку Мишу в пример, лучше похвалите своего начинающего футболиста. А когда ваш мальчик, наконец, после пяти часов активных просьб сделает уроки, даже и не очень хорошо, похвалите его. Пускай ваша похвала выглядит комично, она будет честной: «Молодец, вчера сделал 20 ошибок, а сегодня только 15! Заметно растешь!» И запомните главное правило: ребенка можно сравнивать только с ним самим!

Чтобы не навредить самооценке школьника, родители не должны:

- Осуждать ребенка. За проступки ругайте не самого ребенка («Ах ты растяпа, бестолочь» и т. д.), а его провинности. Запомните: это не он плохой (если мы делаем на этом акцент, неизбежно страдает самооценка), а плох его поступок! Учитесь осуждать дела, а не человека. Не забывайте: Любой человек имеет право на ошибку.

- Делать акцент на возрасте, «Ты такой большой, а мама до сих пор собирает твой портфель!» Во-первых, перестаньте выполнять за ребенка то, что он уже вполне может делать сам. А во-вторых, никогда не говорите ему, что ребенок ведет себя «как маленький». 25% кризисов во взрослом возрасте корнями уходят именно в эти высказывания родителей. Сравнивая ребенка с «крохой-неумехой», вы раните его самолюбие и глубоко загоняете мысль о никчемности.

Вопрос. Как подготовить подростка к будущей жизни?

К сожалению, часто наши разговоры с детьми об их будущем сводятся к тому, что когда-то называлось профориентацией. Сегодня это едва ли имеет смысл. Актуальность той или иной профессии на рынке труда меняется так быстро, что вряд ли удастся максимально точно просчитать будущий успех вашего чада. Важнее другое — способность адаптироваться к различным условиям и малопредсказуемым переменам, готовность к ним. Ведь давно известно, что по отношению к деятельности все люди делятся на две категории. Одни ищут причины — почему не получается? И чаще — вне себя, любимого. Другие ищут способы, чтобы получилось.

Пожалуй, самое ценное, что может получить ребенок в семье — умение ориентироваться в этой жизни, управлять ситуацией и держать удар, и, как все ценности, они труднодостижимы. Научить жизнестойкости невозможно, от жизни отгораживая. Слишком часто мы пропускаем тот замечательный период раннего подросткового возраста, когда наши дети не в меру, кажется, любопытны, суют свой нос во все наши серьезные проблемы, пристают к нам, опять усталым и раздраженным, со своими пустяковыми. Пропускаем и обидно теряем возможность быть с ними рядом, на равных, научить принимать решения и брать ответственность на себя. В 15 лет они могут уже и сами этого не хотеть. Или не уметь. Ничего еще, конечно, не поздно. Просто будет сложнее. И одними «беседами но профориентации», зачастую, не обойтись. Возможно, придется пересмотреть весь стиль отношений с вашим ребенком. Он должен стать полноправным членом семьи, участвовать в решении любых ее проблем. Походы в различные мастерские, выбор воскресного отдыха и расклад семейного бюджета — все это неплохой тренинг для общительности и социальной адаптации. А что касается профессии, думаем, главное — не давить, не навязывать своих готовых решений. Откуда, кстати, нам знать, насколько они правильны? Можно посоветовать приобрести несколько полезных навыков, без которых все равно сейчас не обойтись, — компьютер, язык... Можно вместе подумать, какая профессия больше подойдет его характеру — целый день на людях или тихо, с бумажкой, в уголке. Не определится с вузом — пусть поработает: семье нужны деньги, а ему опыт. На диване свой путь не найдешь. Главное, чтобы ребенок знал: вы уважаете его выбор, вы готовы принять его без упреков и ссылок на «правильных» сверстников. А остальное — вопрос времени.

Вопрос. Надо ли наказывать детей за агрессивное поведение?

Ответ. Педагогические наблюдения и психологические исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, развивают в своём сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно,что зло порождает зло, а агрессия – агрессию.

Очень значимо и эффективно для человека наказание, если:

а) оно следует немедленно за поступком;

б) объяснено ребёнку, а ребёнок был ранее предупреждён о недопустимости такого поведения;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно является реакцией на действия ребёнка, а не на его человеческие качества; наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.


Вопрос. Как выявить агрессивного ребёнка?

Ответ. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи такому ребёнку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии агрессивности. Ребенок:

1) часто теряет контроль над собой;

2) часто спорит, ругается со взрослыми;

3) часто отказывается выполнять правила;

4) часто специально раздражает людей;

5) часто винит других в своих ошибках;

6) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

7) часто завистлив, мстителен;

8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые раздражают его.


Вопрос. В какие игры можно предложить играть ребёнку, чтобы подготовить его к школе?

Ответ. Полезны разные игры, в том числе и ролевые: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвует сразу несколько детей, что развивает чувство коллективизма, ребёнок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети в игровой форме узнают основы взрослой жизни, системы поведения, обязанности, учатся выполнять указания “взрослого”, а главное – всё происходит без принуждения, легко и непосредственно. В игре развивается воображение – умение представить себе, “что было бы, если бы…”.

Кроме того, игры с пластилином, карандашами и т.д. также эффективны. На занятиях лепкой, аппликацией, конструированием, у ребят развивается представление о мире, предметах, животных, людях, также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассматривать” их в уме (позднее это умение пригодится при изучении фиики, геометрии и др.). Рисуя, строя, ребёнок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался и т.д. Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное – не ущемить самостоятельность ребёнка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе – это естественное желание ребёнка играть, а не серьёзные занятия на заданную тему. Не гасите этот интерес!


Вопрос. Ребенок стал непослушным, грубит. В последнее время замечаю, что теряю с ним контакт. Посоветуйте, как наладить отношения с сыном.

Ответ. Первое, что нужно сделать, это объективно оценить своё родительское общение, посмотреть на себя как бы со стороны, глазами другого человека. Дальше необходимо проанализировать свои достоинства и недостатки. Например, положительные качества – доброжелательность, тактичность, оптимизм, вера в ребенка, отсутствие раздражительности в общении, вера в себя. Отрицательные качества – бестактность, недоброжелательность, пессимизм, крикливость и др.

На протяжении какого-то времени (неделя, месяц) целенаправленно старайтесь использовать в общении с ребенком свои сильные стороны и устраняйте выявленные вами отрицательные качества. Положительные результаты не заставят себя ждать.


Вопрос. Как научиться контролировать себя в общении с ребенком?

Ответ.

  1. Говорить только то, в чем искренне убеждены.

  2. Придерживаться постоянства своих убеждений.

  3. Стараться всегда показать своё доброжелательное отношение.

  4. Чаще ставить себя на место ребенка, учитывать его возраст.

  5. Воздерживаться от обидных слов и выражений в адрес ребенка.

  6. Избегать назидательства и занудства.

  7. Подумать, не повторяете ли вы ошибки ваших родителей.


    Вопрос. Как избежать детских страхов и не дать им перерасти в неврозы?

Ответ. Прежде всего не нужно бояться самих страхов, ведь они проходят с возрастом. Не суетитесь, не подавайте виду, что вы обеспокоены. Не стыдите ребенка перед другими. Не застпвляйте “преодолеть” страх, пока не пройдет его острота. Нужно уважать страхи ребенка, относиться к его жалобам серьёзно. Позвольте ему некоторое время избегать пугающих объектов и ситуаций, а потом помогите постепенно справиться с ними. Например, предложите нарисовать предмет страха, а потом вместе с ребенком сожгите этот рисунок. (Не забудьте о мерах безопасности). Очень важно наладить сон, а также уменьшить возможные психологические нагрузки, какие-то дополнительные занятия в кружках или секциях.


Вопрос. Нужно ли ребенку младшего школьного возраста давать деньги?

Ответ. По сути, ребенок легко может обойтись и без денег на карманные расходы. Его кормят и одевают родители. Но следует учитывать, что в этом возрасте у ребенка появляется потребность в некоторой самостоятельности. А деньги дают ощущение свободы и возможность исполнять свои желания. Дети начинают понимать ценность денег в очень раннем возрасте. Карманные деньги значимы для ребенка, и они обязательно должны у него быть, чтобы он чувствовал себя личностью, обладал чувством уверенности и мог приобщиться к миру взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.


Вопрос. Можно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания ребенка?

Ответ. Можно использовать деньги для поощрения ребенка, но для наказания и подкупа – ни в коем случае.

В некоторых семьях практикуется оплата за работу по дому. Но насколько это целесообразно? Во-первых, в этом случае взрослые предлагают ребенку стать наёмным рабочим. А философия семьи основывается совсем на других ценностях: любви, взаимовыручке и понимании. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. А для мотивации домашних дел лучше находить нематериальные стимулы. Спросите ребенк: “Разве мама, которая готовит, стирает, убирает дом, получает за это специальное вознаграждение?”

Не нужно платиь ребенку за то, что он убрал свою комнату, вымыл посуду или ежедневно застилает кровать, так как аккуратно разложенные на столе вещи, отсутствие грязи и пыли в комнате дают возможность легко найти все, что нужно, создают уют и комфорт.

Конечно, некоторые дополнительные домашние поручения можно оплачивать отдельно, например, набрать текст на компьютере, помыть машину папы и т.д. Также ребенок может оставить себе как символическую плату, сдачу от похода в магазин за продуктами. Ребёнку это подарит немаловажное чувство взрослости.

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребёнком. К подобному шагу часто прибегают родители, большую часть времени занятые своей работой или личной жизнью, не желающие тратить время на воспитание своих чад. Таким образом, они как бы сами утверждаются перед детьми и перед собой.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.